Омская область
24 апреля 2014 Соискателям
Для одних работа водителя такси - способ легкого заработка, а для других - возможность изучения разных характеров и судеб. О разных аспектах этой профессии мы поговорили с Рашидом Тайзутдиновым, водителем такси "Юнис-лада".
- Почему вы решили стать таксистом?
- Когда я вернулся из армии, то пошел работать водителем в такси, потому что увидел в этой профессии своеобразную романтику. А еще мне просто нравится общаться с людьми. У каждого пассажира своя судьба, и каждый из них по-своему интересен. Один человек за всю дорогу может не сказать ни слова, другой сам начнет разговор, спросит про машину и про работу, третий расскажет какую-нибудь интересную историю. У всякого человека есть чему поучиться.
- В чем плюсы и минусы данной работы?
- Мне нравится сам процесс вождения. Когда я долгое время не за рулем, то начинаю скучать по автомобилю и с большой радостью возвращаюсь к нему после долгих перерывов. Многие водители - настоящие фанаты вождения, которые даже разговаривают со своей машиной. Например, если я залетаю в яму, то прошу у автомобиля прощения. Для меня моя машина - это и друг, и любимая женщина, и ребенок, - все в одном лице в зависимости от ситуации. В дальней дороге машина - это друг, а когда она требует ухода, то это ребенок или любимая женщина. Правда, иногда встречаются не очень хорошие клиенты, которые могут не заплатить, оскорбить или причинить вред автомобилю или водителю. Но самая главная проблема - это поломка автомобиля. Особенно неприятно, если это происходит, когда везешь человека на дальнее расстояние, например в область или другой город. Водитель отвечает за жизнь и здоровье своих пассажиров, поэтому он должен предпринимать какие-то срочные действия, чтобы доставить клиента до места назначения. Иногда встречаются недовольные клиенты, которые начинают грубить и называть водителя на "ты". В этом случае никогда не нужно грубить в ответ. Вежливость - лучшее лекарство от грубости.
- Сложно долгое время находиться за рулем?
- Нет. Это работа тяжелее не физически, а морально, потому что приходится много общаться с людьми. Восстановиться физически гораздо проще. Перед работой всегда можно сделать зарядку, а после работы или в выходные поиграть в футбол, волейбол, хоккей или отправиться на дачу, рыбалку или охоту, - у каждого водителя есть свое хобби.
- Как изменилась работа водителя такси за последнее время?
- Она во многом упростилась. Если раньше диспетчер общался с водителями по рации, то теперь в телефоне у таксиста установлена специальная программа, с помощью которой он может рассчитать кратчайший маршрут и стоимость поездки. Сейчас вызвать такси можно по телефону или через интернет, а не ловить его на улице. По телефону человеку сразу скажут стоимость поездки, и если цена его не устраивает, то от услуги он может отказаться. Также каждый клиент сегодня может быть уверен в том, что заплатит ровно столько, сколько сообщил ему диспетчер. Раньше пассажир и водитель договаривались о цене в устной форме, из-за чего часто между клиентом и водителями возникали конфликты. Поездки на такси стали гораздо удобнее и безопаснее как для клиентов, так и для водителей. Если нужно довезти ребенка или пожилого человека, их родные могут быть уверенными в том, что их доставят в целости и сохранности, потому что найти водителя, который их подвозил, очень легко: клиент знает номер машины. А в случае если клиент чем-то навредил водителю, неадекватно себя вел или повредил машину, то водитель также может его найти по номеру телефона и адресу. Кроме того, в последнее время практически не возникает никаких проблем с инспекторами ДПС, потому что везде установлены камеры, которые фиксируют ситуацию на дорогах. В последнее время на улицах появилось много неопытных водителей, но радует, что водители становятся вежливее, например пропускают друг друга, благодарят, терпимее относятся к учебным автомобилям на дороге.
- Идеальный водитель - это…
- Вежливый водитель, чисто и опрятно одетый, у которого чистый автомобиль. Он подъезжает, здоровается с клиентом, довозит его до места и ненавязчиво с ним может пообщаться. Если у клиента есть вещи, он открывает багажник, помогает выйти из машины даме или пожилому человеку. У нас в компании существуют правила пользования такси и есть специальная брошюра, в которой описана культура обслуживания водителем пассажиров.
-Расскажите интересный случай, связанный с вашей работой?
-Скажу сразу: родов в машине я не принимал. А так интересных случаев было много. Например, могу рассказать случай, который произошел с моим коллегой в 90-ые годы. Однажды он стоял недалеко от остановки, и к нему подошли два паренька, сказали, что заплатят 100 рублей (что по тем временам было немалой суммой), если он довезет их до следующей остановки. Там они планировали забрать сумку с вещами в магазине и вернуться на эту же остановку. Мой товарищ подумал и согласился. Когда он подъехал к остановке, ребята сказали, что хотят забрать две сумки, а чтобы не возвращаться обратно, попросили занять им 1000 рублей. Водитель отдал им деньги, молодые люди поставили одну сумку в машину, а сами пошли за второй. Водитель некоторое время подождал своих новых знакомых, но те не вернулись. После этого мой коллега подошел к магазину и спросил, куда пошли двое молодых людей. Там ему ответили, что никаких молодых людей не видели и в первый раз о них слышат. Он вернулся в машину, открыл сумку и нашел там кирпичи и пустые бутылки. Вот как бывает.
- Как водитель такси видит мир?
- Каждый человек смотрит на мир по-своему - неважно, какая у человека профессия. В душе водитель может быть художником и разглядывать окружающие пейзажи, может быть музыкантом и слушать пение птиц или музыку в радиоприемнике, может быть строителем и замечать то, как построены здания, или медиком и обращать внимание на нездоровый цвет лица пассажиров… А мне самому интересно общаться с людьми и наблюдать за их настроением. Бывает, человек садится в такси хмурый и угрюмый, а выходит с улыбкой и благодарит за душевный разговор и хорошую поездку. Самые дорогие слова для водителя - это слова благодарности, когда пассажир остается доволен.