Омская область
30 октября 2012 Вакансии
Все дети разные: кому-то нравится петь, кому-то рисовать. Задача родителей и педагогов - помогать малышу развиваться. Но что если это особый ребенок? Если его нужно учить говорить, держать ложку и определять цвета в то время, когда его сверстники уже все это умеют? Именно для таких детей работают специальные детские сады, где незаменимый друг и помощник родителей и малыша - педагог-дефектолог. Мы побывали в одном из таких учреждений.
Методика развития
В детском саду компенсирующего вида № 278 работает 34 педагога: 10 педагогов-дефектологов, 20 воспитателей, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель и заведующий. Коллектив трудится над развитием детей с отклонениями. Эти специалисты по-разному пришли в профессию, но большинство - из большой любви к детям. За годы работы каждый из педагогов выработал для себя определенный подход, методику развития, а это немаловажно в их деле. Рассказала воспитательница Татьяна Остапик:
- Мне очень нравится методика итальянского педагога и психолога Марии Монтессори, разработанная в начале прошлого века. Она способствует развитию у воспитанников мелкой и общей моторики, внимания, памяти, закреплению знаний по математике. С её помощью можно приучить подопечных выполнять простые действия: держать ложку, завязывать шнурки, ориентироваться в цветах и форме предметов. Важно научить детей что-то делать руками. Тогда в будущем они смогут освоить рабочие профессии и стать швеями, столярами.
Под чутким наблюдением Татьяны Александровны маленькая девочка раскладывает бусины по стаканчикам при помощи пинцета. Периодически воспитанница пытается помочь себе другой рукой, но правила данного развивающего упражнения этого не предусматривают. Об этом Татьяне Александровне приходится снова и снова напоминать подопечной. Рядом мальчик и накручивает гайки на болтики, врезанные в доску: если внимание рассеянное, подобрать размер резьбы не так уж просто. Обязательное условие выполнения всех упражнений - это совершение действий слева направо, что постепенно приучает детей к порядку письма.
- Большинство сенсорных материалов (инвентаря, используемого в развивающих упражнениях) мы изготовили сами и в единственном экземпляре - это учит ребят ждать своей очереди во время занятий. На омской фабрике изготавливают игрушки и материалы по методике Марии Монтессори, но у нас их немного, - поясняет воспитательница.
Помимо занятий по методике Монтессори, педагоги детского сада проводят сюжетно-ролевые игры. О них нам подробно рассказала Инна Ячменева, учитель-дефектолог с шестнадцатилетним стажем:
- Игра учит детей простому взаимодействию с окружающими. Мы разыгрываем с ними ситуации в парикмахерской, магазине, больнице и других общественных местах, чтобы в будущем они представляли, как себя вести.
Работа педагога в корректирующем детском учреждении требует самых разных качеств. Настойчивости, и в тоже время ласки: даже при очень большой любви к детям приходится проявлять твердость. К примеру, нужно уговорить непослушную девочку, больную анорексией, съесть хотя бы пюре из целого обеда или заставить её вымыть руки после игры.
- Когда ребенок только приходит к нам, мы определяем степень его развития. От этого зависит, по какой программе обучения будут проходить занятия с ним, - добавила Инна Викторовна. - Первая задача любой работы с новеньким - выявить его сильные и слабые стороны. Сможет ли педагог провести с ним упражнения на улучшение мелкой моторики или внимания, зависит от первоначальных данных. Иногда ребята показывают отличные результаты, а иногда не способны даже назвать предмет, стоящий перед ними.
Авторитарность или компромисс?
Общение с родителями у педагогов протекает по-разному. Это часто зависит от начальной ситуации и манеры общения ребенка и опекуна.
- Кто-то предпочитает авторитарный способ общения, кто-то, наоборот, почти не обращает внимания на то, что происходит с ребенком, и дает ему чрезмерную самостоятельность. Но эти оба подхода крайние, на мой взгляд, лучше выбирать золотую середину - сотрудничать и искать компромисс, - рассказала Людмила Александровна Шанаурова, воспитатель в группе детей с редким врожденным заболеванием - фенилкетанурией. - Детям в нашей группе необходимо особенное внимание взрослых: нужно следить за соблюдением специальной безбелковой диеты, объяснять, почему нельзя есть продукты, которые присутствуют в рационе других.
Родители относятся к советам воспитателей и учителей-дефектологов полярно: одни строго следуют советам, другие категорически их отметают.
- Для некоторых родителей тяжело осознать, что их дети не такие, как все. При органических поражениях нервной системы всегда необходимо медикаментозное сопровождение, к чему многие оказываются морально не готовыми. Но работа по развитию часто не может сдвинуться с места без приема специальных препаратов. В то же время другие мамы и папы излишне усердствуют: нагружают ребенка как абсолютно здорового, постоянно работают с учителями-дефектологами, надеются совершить невозможное, исправить развивающими упражнениями ситуацию, возникшую на уровне ДНК, - добавила Инна Викторовна.
Педагоги ведут постоянные разговоры с мамами и папами, корректируют отдельные аспекты воспитания и дают советы. Помимо устных наставлений, воспитатели и дефектологи делятся своими знаниями и опытом на страницах журнала для родителей "Диалоги с семьей", который издается в детском саду с 2005 года. В нем подробно раскрываются особенности различных врожденных заболеваний, то, как можно корректировать развитие ребенка и что необходимо знать, чтобы все усердия шли только на пользу.
В завершении нашей встречи педагоги поделились мыслями о своем любимом деле.
- Самое главное для меня - предотвратить профессиональное выгорание, свойственное людям нашей профессии. Оно подразумевает, что долгое общение с детьми с отклонениями в развитии иногда тормозит нам самих. Поэтому важно постоянно двигаться вперед, искать новые подходы к работе. Сейчас я пишу диссертацию, и это один из способов постоянно повышать профессионализм, - сказала Инна Викторовна.
- Мне нравится в моей работе то, что она происходит не впустую, - добавила Татьяна Александровна. - Радует, когда ребенок начинает самостоятельно управляться со столовыми приборами, помнит, что нужно класть на место то, что взял. Результаты всегда видны, главное - работать с любовью и терпением.