Омская область
08 мая 2014 Соискателям
Более двадцати лет назад реклама прочно вошла в нашу жизнь. Если в девяностые годы прошлого века можно было свободно рекламировать все, что угодно, то сейчас на рынке рекламы закон устанавливает строгие ограничения, в том числе на рынке медицинских услуг. На днях Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства и Управление Федеральной антимонопольной службы провели семинар, посвященный профилактике нарушений законодательства о рекламе.
Мероприятие, проходившее в конференц-зале Омского отделения Сбербанка России, вызвало большой интерес у представителей бизнеса, средств массовой информации и общественных деятелей. Проводил семинар начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Альберт Морозов.
— Первого января текущего года вступило в силу одно значительное изменение в Федеральном законе «О рекламе», установившее ограничения и запреты на рекламу, связанную с медицинскими услугами, — начал свое выступление Альберт Александрович. — Но прежде чем рассказать подробно о нововведениях в Федеральном законе, я бы хотел остановиться на общих требованиях, которые ограничивают распространение рекламы каким-либо способом. Прежде всего рекламная информация не должна обращаться к несовершеннолетним. Делается это в целях безопасности, поскольку дети могут приобрести лекарственные препараты без ведома родителей и разрешения врача.
Кроме того, в рекламе запрещается ссылаться как на конкретные случаи исцеления от того или иного заболевания, так и на значительное улучшение состояния здоровья человека в результате применения рекламируемого средства.
Почему закон устанавливает такие жесткие ограничения? По словам ведущего, универсальных средств исцеления не бывает: одно и то же лекарство или медицинский аппарат могут действовать на людей по-разному. Законодатель подобными ограничениями пытается упорядочить прием тех или иных препаратов, например лекарств от простуды или для улучшения работы сердца. Следует также подчеркнуть, что реклама не должна создавать ложное впечатление о ненужности обращения к врачу.
— Это в первую очередь касается рекламных листовок в почтовых ящиках, получивших в последнее время широкое распространение. Ознакомившись с написанной в них информацией, некоторые люди приобретают рекламируемые лекарства без согласования с доктором, — пояснил Альберт Морозов. — Необходимо также отметить, что биологически активные и пищевые добавки не должны представляться объектами рекламы медицинских услуг. Данное требование распространяется на препараты, не относящиеся к лекарственным.
До вступления в силу 1 января этого года части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» существовала норма, согласно которой реклама лекарств и медицинских услуг в обязательном порядке должна была сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний. Данную надпись, в частности, необходимо было выделять у лекарственных препаратов, прошедших сертификацию и рекомендованных к применению, однако с учетом январских изменений требование слегка утратило свою актуальность.
— В настоящее время реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, допускается только в определенных местах, — отметил Альберт Александрович, — например на медицинских или фармацевтических выставках, семинарах или конференциях. Кроме того, реклама разрешена исключительно в специализированных печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Данное изменение было инициировано федеральным министерством здравоохранения. Если говорить о предупредительной надписи, то, несмотря на незначительные противоречия в законе, она остается в рекламе лекарственных препаратов, для употребления которых не требуется особой подготовки.
В ходе семинара был затронут вопрос о том, как закон трактует понятие медицинской деятельности. Как рассказал ведущий, деятельность, в отличие от медицинской услуги, — понятие более широкое, и в законе нет запрета на ее рекламу. Услуга оказывается, например, в том случае, когда стоматолог лечит зуб пациенту, а в деятельности указываются направления работы учреждения. Потребители иногда путают одно с другим. В настоящее время подготовлен законопроект о снятии запрета на рекламу медицинских услуг. В своей работе Управление Федеральной антимонопольной службы руководствуется прежде всего перечнем тех услуг, которые утверждены федеральным министерством здравоохранения. Помимо этого, есть реестр, где перечислены все лекарственные препараты и лицензии.
— Если же в этой номенклатуре не указаны какая-либо услуга или лекарство, мы не предпринимаем никаких мер, — пояснил Альберт Морозов. — Хочу также добавить, что по собственной инициативе начиная с первого января текущего года Управление Федеральной антимонопольной службы не возбудило ни одного дела. Нарушений на рынке медицинской рекламы мы не обнаружили.